Великая Отечественная война - Библиотечный сайт

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

С каждым годом все дальше в глубь истории уходит от нас Великая Отечественная война, подрастает поколение правнуков участников тех событий. Тема Великой Отечественной войны- необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и чужой земле.
Необычная, потому что никогда не перестает волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.



Эмоциональным толчком к написанию Повести Г. Бакланова  “Навеки-девятнадцатилетние” стал случай, происшедший во время съемок фильма “Пядь земли”. Съемочная группа наткнулась на останки, засыпанного в окопе воина: “… вынули на свет запекшуюся в песке, зеленую от окиси пряжку со звездой. Ее осторожно передавали из рук в руки, по ней определили: наш. И, должно быть, офицер”. И долгие годы томила писателя мысль: кто был он, этот безызвестный офицер. Может быть, однополчанин?
   Бесспорно, главный фигурой войны всегда был и остается солдат. Повесть “Навеки девятнадцатилетние” - это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст. Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, “выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили” и “видели пот и кровь войны на своей гимнастерке”. Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку воодушевляя солдат, подменяли убитых пулеметчиков, организовывали круговую оборону.


Публикация произведения «Они сражались за Родину» Михайила Шолохова началась в 1943 году. «Они сражались за Родину» - уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов во всей войне, если не сказать, всей истории народа и государства - о лете 1942 года - на Дону.
Рассказывая в романе «Они сражались за Родину» о Сталинградской битве, которая явилась переломным моментом войны, М. Шолохов показывает жестокость войны и героизм русского народа. Он считает, что подвиг - не только чей-то отважный поступок, но и вся тяжелая фронтовая жизнь. В этом обыденном для солдат нет, на первый взгляд, ничего героического. Но фронтовые будни Шолохов описывает как подвиг, а сам подвиг у него лишен глянцевого блеска. В центре повествования - судьбы трех рядовых солдат. В мирное время Петр Лопахин был шахтером, Иван Звягинцев - комбайнером, Николай Стрельцов - агрономом. На фронте между ними завязывается крепкая дружба. Люди различных профессий, с разными характерами, они схожи в одном - их объединяет безграничная преданность Родине.

Повесть Эммануила Казакевича «Звезда» принесла писателю всемирную известность, достаточно сказать, что она была издана более 50 раз во многих странах мира. Повесть поэтична и лирична, насколько может быть лирично произведение, повествующее о гибели отряда разведчиков. Вот они, во главе со своим командиром лейтенантом Травкиным, стыдливо идут по дороге. Стыдливо, потому что не могут сказать, куда делись оторвавшиеся немцы. На этой же суровой ноте продолжается весь последующий рассказ о том, как молчаливый, весь отдающийся делу разведчик лейтенант Травкин уводит самых лучших своих разведчиков веселого сибиряка Аниканова и Мамочкина, старых разведчиков Бражникова, Быкова и семнадцатилетнего Юру Голубовского на выполнение особо важного задания. Они уходят в глубокий тыл к немцам и оказываются в самой гуще отборных немецких дивизий, с предельной осторожностью сосредоточившихся для нанесения неожиданного удара под Ковелем, чтобы сорвать наступление на Польшу. Разведчики проявляют смелость, решительность, берут нескольких “языков” и, выяснив секретнейшие замыслы немецкого командования, успевают передать их по рации своему командованию. Но уже брошены группировки прочесывания групенфюрером СС дивизии “Викинг”, в схватке с одним из таких отрядов все разведчики гибнут.


Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» потряс миллионы людей. Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в нацистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Он сразу же возвращается на фронт не в силах больше находиться в родном городе. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. В день победы Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны. После войны одинокий Андрей Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать погибла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.


Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» переносит нас во времена Великой Отечественной войны в переломный ее момент 1943 года. В повести автор показал нам один момент из Великой Отечественной войны, которых было много. Писатель рассказывает про конкретных солдат, мужественных людей. Они не старались быть героями. Солдаты сражались за свою Родину.
Был дан приказ батальонам капитана Максимова и майора Бульбанюка создать видимость наступления советских войск к югу от города Днепров. Пока в этом направлении шло сражение, командование стягивало главные силы севернее города для главного удара по фашистским укреплениям.
Батальоны должен был поддерживать дивизионный артполк, но в последний момент его перебросили к северу. Рядовым и офицерам пришлось сражаться с захватчиками без артиллеристской поддержки огнем. Обыкновенные люди, они проявляли находчивость и мужество. Переправа через Днепр
практически невыполнимое задание. Под постоянным обстрелом фашистов, крепко укрепившихся на другом берегу, солдаты и головы поднять не могут. Переправить надо не только людей, но и лошадей, фураж, боеприпасы и два артиллерийских орудия. Падая на мокрый речной песок при каждой вспышке сигнальных ракет, солдаты строили плоты, готовились к наступлению. Незаметно переправиться не удалось. Потери были большими, но батальоны смогли высадиться на другом берегу Днестра


В книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие»: Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня- это те пять девчонок, которые вступили в неравную борьбу с фашистами. Никто из них не успел осуществить свои  мечты, просто не успели прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы. В этой книге тема войны повернута той непривычной гранью, которая воспринимается особенно остро. Ведь все мы привыкли сочетать слова «мужчины» и «война», а здесь женщины, девушки и война. И вот эти девушки встали посреди русской земли: леса, болот, озер,- против врага, сильного, выносливого, хорошо вооруженного, беспощадного, который и по числу значительно превосходит их. Но они не пропустили никого, стояли насмерть до конца. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - самая мужественная, волевая, она мать!... Женька Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма. Соня Гурвич- воплощение ученицы- отличницы и поэтическая натура- «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока.  Лиза Бричкина… Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями… Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не слушать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и по- детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты… стать новой Любовью Орловой. Молодым лейтенантом был в начале войны писатель Борис Васильев. Самые лучшие его произведения- о войне, о том, как человек остается человеком, только до конца выполнив свой долг.


Николай Плужников в повести «В списках не значился»- это образ беззаветного героя. В 1941 году Плужников закончил военное училище и был направлен для прохождения службы в Брестскую крепость. Он прибыл ночью, а на рассвете началась война. Его никто не знал, он не значился в списках, так как не успел доложить о свое прибытии. Несмотря на это, он стал защитником крепости вместе с бойцами, которых не знал, и они видели в нем настоящего командира и исполняли его приказы. Плужников дрался с врагом до последнего патрона. Единственное чувство, которое руководило им в этой неравной схватке с фашистами, было чувство личной ответственности за судьбу Родины, за судьбу всего народа. Даже оставшись один, он не прекратил борьбу, выполнив солдатский долг до конца. И когда фашисты через несколько месяцев увидели его, измученного, безоружного, они отдали ему честь, оценив мужество и стойкость бойца.


Повесть Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» - это память о Великой Отечественной войне, увиденной глазами женщин- ее участниц. Правдивые, безыскусные рассказы тех, кто наравне с мужчинами разделил эти тяжелые фронтовые годы. Книга Алексиевич дает нам возможность увидеть это страшное и героическое время глазами бывших медсестер, санитарок, снайперов, зенитчиц, участниц партизанского движения. Свыше 800 тысяч женщин ушли на фронт, чтобы защитить свою страну от смертельной опасности.
Четыре года Светлана Алексиевич работала над повестью, шла обожженными километрами чужой боли и памяти. Из 500 судеб женщин- фронтовичек, с которыми она встречалась, в книгу включено лишь несколько десятков. В каждой судьбе, представленной в повести, мы чувствуем противоестественность самих понятий «война» и «женщина». Участие женщины в любой войне- противоестественное участие, потому что жизнь и женщина- синонимы, как синонимы женщина и милосердие, женщина и любовь.


Повесть В. Быкова «Сотников». Зима 1942 года… Партизанский отряд, обремененный женщинами, детьми, ранеными, окружен. Кончаются боеприпасы, нечем кормить людей. На разведку посылаются двое- Сотников и Рыбак. Они попадают в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает. Рыбак ценой предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства- вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы.
Рыбак- смелый боец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись один на один c врагом, он идет сначала на компромисс, потом на предательство .
Сотников- скромный человек, без всяких внешних признаков героя, необыкновенной личности, бывший учитель. Почему, будучи больным, слабым, он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что они оказались в руках врагов, явилась его болезнь: он не сдержал душивший его кашель  и этим обнаружил себя и Рыбака. Гражданский долг, совесть, честь не позволили Сотникову переложить смертельно опасное задание на плечи других. Измученный пытками, он остается несломленным. Истоками его мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников погибает физически, но не духовно.


К моменту создания романа «Горячий снег» Юрий Бондарев был уже признанным мастером отечественной прозы, и это мастерство проявилось прежде всего в раскрытии психологии подвига защитников Родины.
Роман посвящен событиям под Сталинградом зимой 1942 года, в которых Бондарев принимал участие в составе 2- й гвардейской армии. Однако это произведение далеко не документальное, его герои- лица вымышленные. Писатель изображает войну на разных уровнях военной иерархии: от Верховной ставки до окопов передовой. Но особое внимание автор уделяет чувствам и мыслям отдельного человека на войне; эпический взгляд на происходящие события сочетается с глубоким анализом душевных состояний героев. Действие романа происходит в течение суток с момента, когда батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста километрах от Сталинграда и вступила в бой с немецкими танками, до того часа, когда батарейцы, почти полностью павшие у своих орудий, все же не пропустили врага. И по мере того как разгорается пламя боя, нарастает трагизм повествования. Лейтенантов Дроздовского, Кузнецова, Давлатяна, старшего сержанта Уханова, наводчиков Нечаева и Евстигнеева, старшину Скорика, санинструктора Зою Елагину…- всех их, людей разных возрастов и характеров, свела воедино святая обязанность- защищать Родину. «Ни шагу назад!» И выбивать танки. Стоять- и о смерти забыть!»- скажет им командарм Бессонов перед боем, из которого живыми выйдут единицы.
Для Дроздовского главным в жизни было желание выделиться, подняться над другими. Этим  объясняется внешний лоск, требование беспрекословного выполнения любого его приказания, высокомерие в обращении с подчиненными. Другой тип человека и офицера являет собой лейтенант Кузнецов. Он не мыслит себя вне людей  и над ними. Нравственная чистота, человечность, понимание ответственности за судьбы товарищей- вот что определяет сущность молодого лейтенанта. Внутренняя сила и красота поступков Кузнецова противопоставлена слабости и эгоизму Дроздовского. Словосочетание «горячий снег», вынесенное Бондаревым в название, приобретает здесь новый оттенок значения: снег не только горит под ногами оккупантов, он горяч еще от слез потерь и боли, от абсурдности и нелепости войны.


Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» - одно из тех произведений, в которых предстает перед нами повседневная военная действительность. Место действия- небольшая пядь нашей земли, время первые месяцы воны, герои- рядовые бойцы. Непосредственно боевым действиям посвящена первая, небольшая часть повести; остальные события происходят на передовой. Далее действие разворачивается в госпитале, в близком тылу, в селах, расположенных неподалеку, в Москве, куда прибывает герой в конце повести. Но это не значит, что война идет только на переднем крае. Она всюду: в скудном рационе раненых в прифронтовом госпитале, на минном поле, на переправе через Волгу, в деревенской избе, в которой ночевали солдаты, на колхозном поле, где жарили они лепешки из мерзлого картофеля. «Сашка»- так называется повесть, так зовут главного героя. Это один из сотен тысяч рядовых солдат. Кондратьев не называет героя по фамилии, он остается для нас до конца повествования просто Сашкой. Кульминацией повести является эпизод ранения Сашки. Два месяца на передовой, затем дорога в тыл и, как логическое завершение, - прибытие героя в Москву. Именно здесь, на последней странице повести, раскрывается главная мысль произведения. «Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»
Чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди, воевали и гибли на фронтах Отечественной войны такие, как Сашка.

Рассказ А. Приставкина «Фотографии» из сборника «Трудное детство». Прошло более полувека, а рассказ не утратил своего значения. Лучшего образа детства времен войны, трогающего за душу, трудно найти. В рассказе мало слов, а для размышлений о драматизме жизни в военное время- огромный простор.
Виктор Петрович Астафьев осенью 1942 года ушел на фронт из Красноярска. Было ему 18 лет. На фронте был связистом, был тяжело ранен на Днепровском плацдарме в боях за Украину, демобилизовался из армии осенью 1945 года.


Рассказы Астафьева о войне: «Старая лошадь»- это рассказ о лошади, которая вот уже три дня стоит на нейтральной полосе.
«Горсть спелых вишен»- рассказывает о солдате, который возвращаясь с фронта, из госпиталя отстал от военного эшелона. Две маленькие девочки угостили его вишнями- слишком уж грустный он был. Война в мире закончилась, но никогда не закончится для этого солдата… Вот как пишет об этом автор: «Шел август. А День Победы я встретил на госпитальной койке. Но до сих пор мне снится фронт, до сих пор мне снится фронт, до сих пор меня все еще мотало, вертело огромным колесом, и война для меня никак не кончалась, и пружины, нажатые до отказа, там, внутри, никак не разжимались».
Е.Носов «Красное вино Победы»


Тема подвига, массового героизма народа никогда не будет исчерпана в нашей литературе. Мы должны сохранить память о погибших. Она священна.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.



 
Официальный интернет-портал правовой информации
warroads.jpg
Назад к содержимому | Назад к главному меню