Обзор Книги, помогающие жить - Библиотечный сайт

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Книги, помогающие ЖИТЬ

«Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой»
Марк Твен


Книга, как и слово, может исцелить или убить. Произведение, дающее новый вкус к жизни, бесценно. Иногда книга заставляет задуматься, что же такое жизнь на самом деле: драгоценный подарок Создателя или невыносимая пытка. Каждый ответит по-своему, и каждый по-своему будет прав. Тем не менее, выбравший счастье никогда не останется в проигрыше. Ведь судьбы миллионов людей были изменены в лучшую сторону прочтением всего каких-нибудь 100-200 страниц. Это книги о тех, кто преодолел тяжкий недуг или научился достойно жить с неизлечимой болезнью.
Другой! Необычный! Чудной! Не такой, как мы! Этими и другими словами мы характеризуем тех, кто чем-то отличается от нас. Цветом кожи, разрезом глаз, национальностью… Особенно остро чувствуется негативное отношение к людям с ограничениями жизнедеятельности. При этом зачастую мы забываем, что нет одинаковых людей, все мы изначально разные: пунктуальные и забывчивые, романтичные и прагматичные, эмоциональные и замкнутые, веселые и грустные… Способности понять и принять человека таким, каков он есть, видя в нем носителя иных ценностей, иных форм поведения, иных возможностей учат книги. Они помогают воспитывать толерантное и уважительное отношение к другим людям.
Герои книг, представленные в рекомендательном списке, - это люди с ограниченными возможностями здоровья, но обладающие сильными характерами. Они преодолели тяжкий недуг или научились достойно жить с неизлечимой болезнью. Прочитав эти книги, вы получите возможность поразмышлять над тем, что такое добро, задуматься о людях, которые живут рядом и, возможно, нуждаются в вашей помощи, внимании и поддержке. Рекомендательный список литературы включает в себя художественную прозу классиков и современников, отечественных и зарубежных авторов и предназначен для читателей всех возрастов. Он делится на несколько разделов: для маленьких; для тех, кто подрос и для тех, кто вырос.

«МАЛЕНЬКИМ»

Андерсен, Х. К. Стойкий оловянный солдатик.

Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой: его отливали последним и олова немножко не хватило. Но он стоял на своей одной ноге так же твёрдо, как другие на двух. Одноногий солдатик, как раз, и оказался самым замечательным из всех. А его недостаток с лихвой компенсировался храбрым и любящим сердцем.


Вестли, А. К. Каос и Бьернар: повесть.

У маленького Каоса есть друг Бьёрнар, который с детства прикован к инвалидной коляске: врождённое ущемление спинного мозга. Но это обстоятельство нисколько не влияет на отношения ребят. С помощью их неуёмной фантазии инвалидная коляска Бьёрнара превращается то в автомобиль или автобус, то в пароход или подводную лодку, а то и вовсе в космический корабль. И начинаются увлекательные путешествия. Герои книг Анне Вестли добры, внимательны друг к другу и всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Читая эти книги, дети ненавязчиво учатся быть хорошими друзьями, а родители хорошими папами и мамами.

Катаев, В. П. Цветик-семицветик.

Произнося заклинания и отрывая один лепесток, девочка Женя могла загадывать любое желание, и оно тотчас исполнялось. «Вели, чтобы Витя был здоров!», - проговорила девочка Женя, отрывая последний лепесток волшебного цветка. И в ту же минуту мальчик Витя, обречённый пожизненно ходить в уродливом башмаке на очень толстой подошве, «…вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». Впервые в жизни Женя сделала доброе дело и была счастлива!
.


Мамин-Сибиряк, Д. Н. Серая Шейка.

Это удивительная история маленькой уточки. Она не сумела отправиться на юг вместе с семьёй: Лиса сломала ей крыло. Серая Шейка осталась в одиночестве зимовать. Лиса ежедневно следила за Серой шейкой, которая укрывалась от неё в полынье. Как-то раз охотник решил подстрелить лисицу, но увидел уточку и подарил своим детям. Эта сказка учит детей сопереживанию, добру, надежде и тому, что выход обязательно найдётся.

«ТЕМ, КТО УЖЕ ПОДРОС»

Бажов, П. П. Хрупкая веточка

У Данилы-мастера было восемь сыновей, а Митя, хоть горбатенький и незавидный, а самый смышлёный был. Выучился он на мастера и изготовил веточку крыжовника невиданной красоты из недорого змеевика камня и шлака, которую приказчик отобрал и подарил барину. Барин, узнав, что веточка из бросового материала сделана, разозлился и растоптал её на глазах у Мити. Мастер не мог вынести такого оскорбления и ударил барина набалдашником трости по лбу, после чего скрылся - только его и видели! Сказ учит нас быть трудолюбивыми людьми и всегда добиваться своей цели. Удача всегда улыбается людям труда, которые вкладывают душу в свою работу. Кроме того, сказ подтверждает мысль, что добро сильнее зла. А люди ценят друг друга не за красоту и стать, а за доброе сердце, честность и достойное поведение.

Бернетт, Ф. Маленький лорд Фаунтлерой. Таинственный сад.

Десятилетняя англичанка Мэри Леннокс выросла в Индии. Родители Мэри скоропостижно умирают и девочку отправляют в Англию к её дяде лорду Крейвен. Дядя не рад приезду своей племянницы. Уже десять лет он оплакивает потерю любимой жены и ему некогда заниматься маленькой Мэри. Чтобы хоть как-то развлечься и не чувствовать себя одинокой, Мэри начинает исследовать огромный особняк дяди. В спальне покойной леди Крейвен пытливая исследовательница находит ключ от двери в таинственный садик, такой же заброшенный, как и сама Мэри. И узнаёт страшную тайну семьи: жена лорда Крейвена умерла при родах, но её ребёнок, о существовании которого знает только лорд и прислуга, мальчик по имени Колин, живёт в одной из комнат особняка. Он тяжело болен, не может ходить и никогда не выходит за пределы своей комнаты. Мэри приводит в порядок маленький садик и вывозит туда в инвалидной коляске Колина. Маленькая Мэри совершает большое чудо! Прогулки в садике исцеляют Колина. Он учится ходить и радоваться жизни.

Думбадзе, Н. В. Я вижу солнце.

Взросление главного героя рассказа «Я вижу солнце» мальчика Сосойи пришлось на годы Великой Отечественной войны. У него есть подружка слепая от рождения девочка Хатия. «Хатия улыбалась всем и всему. Она без слов понимала всех. Она радовалась чужим радостям и переживала чужое горе. Она была удивительно умна и на редкость сообразительна, знала всё, что происходило на селе, и умела давать людям советы, всегда добрые, правильные и удачные. И потому все любили Хатию. Она была моей ровесницей. Мы вместе ходили в школу, сидели рядом на задней парте, повторяли хитроумные уравнения, выводимые учителем мелом на доске. Хатия никогда ничего не записывала. Она всё запоминала наизусть и считалась лучшей ученицей в нашем шестом классе, лучшей и самой красивой. Хатия никогда не смотрела людям в лицо взор её был устремлён в пространство».

Казаков, Ю. П. Арктур гончий пёс.

Рассказ о непростой жизни слепой охотничьей собаки автор посвятил памяти М. Пришвина. «Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным… Но если не мог он ничего увидеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака… И ещё была у него одна особенность: он никогда не визжал и не скулил, напрашиваясь на жалость, хотя жизнь была жестока к нему».

Крапивин, В. Та сторона, где ветер.

Спасая вместе с друзьями котёнка, трёхлетний Владик получил травму головы и ослеп. Сейчас ему уже одиннадцать лет, и он неустанно ведёт борьбу со своей бедой. Рядом с Вадиком всё понимающий отец и верные друзья, всегда готовые прийти на помощь.

Мурашова, Е. В. Класс коррекции.

Повесть для подростков и взрослых. «Жизненная сказка» про детей, отвергнутых обществом, которые живут, мечтают, надеются. Но все их мечты и желания сбываются в другом, параллельном мире, тогда как реальный мир наполнен жестокостью. События происходят в стенах питерской гимназии, в которой учеников делят на «чистых» и «нечистых», в зависимости от финансового состояния или должностей родителей. Дети родителей спонсоров учатся в классах «А» и «Б». Остальные, похуже, в «Д», а совсем «отбросы общества, зачастую умственно неполноценные, инвалиды, социально запущенные», - в классе коррекции «Е». Однажды в 7 «Е» приходит учиться (а вернее, въезжает на инвалидной коляске) «паралитик» Юра, мальчик с диагнозом ДЦП, обладающий, как оказалось, особым даром уходить от страданий и безысходности в параллельный мир, где сбываются все желания. Мир «вечной весны», где есть земляничная поляна и придорожный кабачок «Три ковбоя», город с фонтанами и замком принцессы. Мир, где можно обойтись без коляски и костылей, и куда Юра организует «экскурсии» для своих одноклассников.

Портер, Э. Полианна.

Удивительная история девочки-сироты, которая при любых обстоятельствах умела радоваться жизни и смогла помочь многим людям, научив их своей любимой игре игре в радость. Эта книга учит, что всем нам надо как можно чаще в жизни пользоваться «игрой в радость» и тогда нам не понадобятся никакие антидепрессанты.

Самарский, М. Радуга для друга.

Повесть написана тринадцатилетним подростком. Это не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о нас и о тех, кто в суетной жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы так часто, к сожалению, просто не обращаем внимания. Рассказ в книге ведётся от имени собаки. Сашка - новый подопечный лабрадора Трисона. Сашке нужна помощь: он потерял зрение в автокатастрофе, и теперь собака-поводырь стала его лучшим другом. Благодаря искренней любви этой умной и преданной собаки мальчик смог снова радоваться жизни. Однако приобретённый в специальной школе навык не нападать на людей сыграл с псом злую шутку… Его похитили! Но верный друг не будет сидеть, сложа лапы, он будет бороться, потому что нужен Сашке! Трисон должен вернуться к нему!

«ДЛЯ ТЕХ, КТО ВЫРОС»

Гюго, В. Человек, который смеётся.

Действие романа Виктора Гюго происходит в Англии конца XVII - начала XVIII веков. При дворах европейской знати того времени существовала мода на калек и уродов, забавлявших хозяев и гостей. Гуинплен лорд по рождению, в детстве был продан бандитам компрачикосам, сделавшим из ребёнка ярмарочного шута, вырезав на его лице маску «вечного смеха». Вопреки всем испытаниям, Гуинплен сохранил лучшие человеческие качества и свою любовь.

Гюго, В. Собор Парижской Богоматери.

История, пережившая века, ставшая каноном. История любви и трагедии, любви тех, кому любовь была не дана и не позволена - религиозным саном, физической немощью или чужой злой волей. Цыганка Эсмеральда и глухой горбун-звонарь Квазимодо, священник Клод Фролло и капитан королевских стрелков Феб де Шатопер, прекрасная Флёр-де-Лис и поэт Пьер Гренгуар... И над всеми ними, над переплетениями страстей и над средневековым Парижем довлеет незыблемая твердыня готического собора Нотр-Дам-де-Пари - Собора Парижской Богоматери....


Короленко, В. Г. Слепой музыкант.

Петя родился в богатой семье помещика. Мать, установив его слепоту, пыталась окружить младенца излишней опекой, начала баловать его, но её брат Максим, потерявший на войне ногу, потребовал, чтобы к племяннику не проявляли «глупую заботливость, устраняющую от него необходимость усилий». И в дальнейшем дядя Максим оставался строгим и добрым другом Пете, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения, что и происходит в финальной сцене повести: Петя, уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.


Крюкова, Т. Ш. Костя + Ника.

Костя и Ника - Ромео и Джульетта наших дней. Это история о человеческих взаимоотношениях: благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь - о любви. Главная героиня - пятнадцатилетняя Ника - прикована к инвалидной коляске. Девушка из обеспеченной семьи, её отец известный художник. Мама Ники умерла, когда девочке было шесть лет, воспитывает её гувернантка Полина. Но Ника очень одинока. Встреча с Костей заметно меняет её жизнь: Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику и смог стать ей другом. Совершая ради неё благородные поступки, он заставляет Нику поверить в себя. Так настоящая любовь побеждает всё, даже, казалось бы, невозможное…

Островский, Н. А. Как закалялась сталь.

Книга о мужестве, стойкости характера, целеустремлённости и, самое главное, безграничной вере в своё светлое будущее, за которое стоит сражаться! Главный герой - Павел Корчагин, жизнь которого проходит в стремительном движении: в пятнадцать лет он сел на коня и с дивизией Григория Котовского участвовал в боях за установление власти Советов. Потом восстанавливал разрушенное хозяйство страны, прокладывал железнодорожную ветку из леса к городу, замерзающему без дров. Всё это не могло не сказаться на здоровье. И после героической жизни наступило ужасное для Павла бездействие: он прикован к постели. Но и во время болезни Корчагин ищет дело, полезное для людей. Поверженный жестокой, неизлечимой болезнью он начал писать свой роман.


Полевой, Б. Н. Повесть о настоящем человеке.

Легендарная книга о лётчике герое Великой Отечественной войны. В результате тяжёлого ранения Алексей Мересьев лишился обеих ног, но ценой героических усилий вернулся в строй и продолжал летать. Многим людям эта книга помогла в трудную минуту. В послевоенные годы она возвращала к жизни отчаявшихся, влекла за собой сильных, стыдила малодушных, становилась другом и учителем. И сейчас каждый день кто-то впервые открывает эту книгу, чтобы прочесть о необыкновенной силе воли, мужестве и жизнелюбии.


Титов, В. Всем смертям назло.

Спасая жизни своих друзей шахтёров во время аварии на одной из донбасских шахт, главный герой книги Сергей Петров получает множественные ранения и становится инвалидом: ампутированы обе руки. Выйдя из больницы, этот упрямый, целеустремлённый, волевой человек начинает борьбу за выход в большую и деятельную жизнь. Книга автобиографична и поражает своей искренностью. Ею зачитывались в 70-годы. Не потеряла книга своей притягательности и для современного читателя.

Мы разные
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Крепко дружить, не бояться «другого».
Друг мой в коляске, а что здесь такого?
Едет он с нами наперегонки,
Вместе рыбачим мы с ним у реки.
Нет между нами преград и обид,
Он самый лучший, наш друг-инвалид!
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
                                            Яна Дубенская


 
Официальный интернет-портал правовой информации
warroads.jpg
Назад к содержимому | Назад к главному меню