проект - Библиотечный сайт

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

О библиотеке > Уровень 14

Обоснование проекта


Молодежь – наше настоящее… Данной категории читателей надо уделять особое внимание: совершенствовать обслуживание, внедрять новые формы и методы работы по пропаганде книги. «А что нового мы сможем предложить читателям, молодым пользователям библиотеки?». Одна из важных тем, которая требует пристального внимания – тема повышения квалификации библиотечных специалистов МКУК «МЦБС» в области новых информационных технологий и создание информационного комфорта пользователей.
Хотелось бы напомнить значение понятия «библиотекарь» (Материал из Википедии); Библиотекарь— профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация. Следовательно, библиотекарь должен уметь владеть  информацией, как в печатном, так и в электронном виде.

Проект состоит из двух этапов:  

I этап проекта направлен на освоение компьютерных технологий. Повышение квалификации - вид профессионального обучения работников, имеющий целью Цели  проекта:
Создание  курса  компьютерной грамотности, включающего  как теоретические, так и практические занятия, способствующие освоению новых форм и методов работы.
Содействие профессиональной социализации личности библиотекаря. Повышение уровня профессиональной подготовки библиотекарей «МЦБС» с целью приобретения новых знаний.
Информирование пользователей о новых поступлениях в фонд библиотеки.
Предоставление пользователям возможности обращения к библиографическим данным о документах, хранящихся в библиотечном фонде: по автору, заглавию, серии, выходным данным, ключевым словам, типу документов.
Обеспечение работы пользователей с информационным массивом ЭК библиотеки через сеть Интернет.

Задачи  проекта:

Вернуть молодёжь к чтению, с помощью новых информационных технологий.
Использовать инновационные технологии для улучшения качества массовой работы.
Помочь библиотекарю стать современным специалистом, способным владеть методами решения проблем (психологических, информационных и т.д.); использовать в обслуживании информационные и телекоммуникационные технологии и т.д.
Всестороннее раскрытие состава и содержания фонда библиотеки.
Обеспечение многоаспектного оперативного поиска информации о наличии документов в фонде библиотеки.
Интеграция ресурсов в информационное пространство библиотеки, района и сеть Интернет.
Создание информационного комфорта для пользователей через сеть Интернет.


Ожидаемые результаты:

Знание основ компьютерной грамотности.
Оперативный и точный поиск информации пользователями.
Доступ пользователей к электронному каталогу через сеть Интернет.

Руководитель проекта:

Ведущий методист Слободяник Ю.В.
повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Для того, чтобы помочь нашим работникам в профессиональном развитии и личностной самореализации, а также быть всегда востребованным специалистом – был создан проект «Информационно-библиотечные технологии – необходимое условие работы современных библиотек».
В ходе реализации проекта перед всеми участниками проекта возникнут новые идеи, появятся новые темы, которые захочется реализовать на практике, используя новые средства, призванные изменить рутинную работу в библиотеке на яркую и творческую профессиональную жизнь.
 

II этап направлен на создание электронного каталога библиотеки. Современная библиотека является сложной информационной системой, состоящей как из традиционных, так и новых, нетрадиционных информационных подсистем. Важную роль среди новых информационных подсистем библиотеки играет электронный каталог, и его создание является приоритетной целью автоматизации библиотеки. Именно электронный каталог открывает быстрый и качественный доступ к информационным ресурсам библиотеки.

I этап проекта
Введение


Современный мир вступил в новый век – век информации, новых научных знаний, новых информационных технологий и образования. Возрастает  потребность библиотек в специалистах нового типа, обладающих высоким уровнем профессионализма, широким кругозором, владеющих компьютерными технологиями, умеющих ориентироваться в меняющейся обстановке, стремящихся  овладеть новыми знаниями. В наше время развитых информационных технологий библиотека является одним из основных источников получения информации. Компьютерные технологии позволят поднять библиотеки на совершенно новый уровень. Интерактивные методы обучения, электронные книги, справочники и энциклопедии вот что ожидает нас в будущем. В будущем, где каждая библиотека сможет иметь свой компьютер и беспроводной интернет.
Для того чтобы более полно реализовать себя в работе, современный библиотекарь постоянно должен совершенствовать свой профессиональный рост и  расширять свои знания.
Повышение  квалификации библиотекарей  – необходимое условие достижения  нового качества образования  библиотекарей. Консультативно-рекламный отдел Благодарненской МЦБС в течении многих лет работает над совершенствованием непрерывного образования библиотекарей, так как во все времена всё решали кадры: их профессионализм, интеллектуальный уровень, имидж и мобильность.
 Для повышения библиотечного профессионализма и навыков работы с компьютером был разработан проект «Информационно-библиотечные технологии – необходимое условие работы современных библиотек». В рамках проекта был создан курс компьютерной грамотности  на 2012 г. Курс включает как теоретические, так и практические занятия, способствующие освоению новых форм и методов работы. Пройдя курс компьютерной грамотности, библиотекари смогут самостоятельно создавать и редактировать документы, проводить мероприятия с помощью программы Power Paint, а также  пользоваться Интернетом.

КУРС КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

  

Программа обучающегося курса


С целью ознакомления библиотекарей муниципального казённого учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» с основами работы с техническими средствами, в 2011 году был разработан настоящий курс обучающих занятий. Курс включает как теоретические, так и практические занятия, способствующие освоению новых форм и методов работы.
Основные задачи обучения: профессиональное развитие; поддержка творческого потенциала; практическая помощь специалистам, не имеющим специального технического образования.
Занятия проводятся группами и индивидуально.
За организацию и проведение занятий ответственная ведущий методист Слободяник Ю.В.


ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Учащиеся после обучения должны уметь:
· обращаться с клавиатурой ПК;
· воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора;
· получать всю необходимую информацию о конфигурации компьютера и состоянии системы;
· создавать файлы и каталоги;
· производить основные операции с файловыми структурами;
· производить обработку текстовой информации с помощью простейшего текстового редактора;  
· работать с основными программами-приложениями для ОС Windows XP;
· создавать, редактировать и распечатывать текстовую информацию с помощью текстового редактора Word 2007
. создание презентаций с помощью PowerPoint;
· работать с Internet Explorer;
· открывать и сохранять Web-страницы
· работать с поисковыми системами,
· уметь адаптировать стандартные программы ОС для работы в своей деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1). Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий.
- техника безопасности при работе на ПК.
- совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

2). Состав ПК и принципы работы основных его устройств
- устройства, из которых состоит ПК
- основные элементы, входящие в состав данных устройств.
Устройства: "Мышь", клавиатура, монитор, системный блок, принтер, сканер, модем
- Работа с клавиатурой, основные функциональные клавиши.
- Основные функции левой и правой кнопок "мыши"
- Назначение системного блока. Проблемы с прерыванием работы ПК, примеры их устранения.

3). Работа в операционной системе Windows ХР. Организация хранения информации.
- Рабочий стол и его структура.
- Работа с меню и окнами.
- "Мой компь- Борьба с компьютерными вирусами и профилактика "заражения" ПК.

4). Поиск файлов. Работа с программами в операционной системе Windows ХР
- поиск файлов.
- раздел Стандартные. Применение в работе.

5). Справочная система Windows ХР. Простейшая профилактика ПК. Работа в локальной сети
- Использование справочной системы;
- Поиск информации на ПК;
- Оформление таблицы: форматирование текстовых фрагментов, абзацев, добавление границ и заливки. Поворот текста в ячейках. Автоформат.
- Преобразование текста в таблицу и таблицы в текст.
- Сортировка текста.
- Использование панели инструментов Рисование: вставка надписей и автофигур, объектов WordArt и ClipArt.

6). Основные навыки работы с документами в текстовом редакторе MS Word 2007.
- Элементы окна программы. Использование Помощника.
- Элементы окна документа. Режимы просмотра документа. Перемещение по документу. Выбор объекта перехода.
- Правила ввода текста. Свободный ввод. Режим замены. Поиск и замена контекста. Автозамена.
- Проверка орфографии и исправление опечаток.  
- Создание и первое сохранение документа. Использование шаблонов и мастеров.
- Поиск и открытие документа. Сохранение изменений. Сохранение документов под другим именем, в другой папке или в другом формате. Создание (при сохранении) папки.

7). Настройка параметров страницы. Операции с текстом. Применение стандартных средств форматирования
- Настройка параметров страницы. Выравнивание текста по вертикали.
- Операции с текстовыми фрагментами: выделение, удаление, копирование, вставка, специальная вставка, изменение оформления.  Отмена, возврат и повтор команд.
- Форматирование текста: выбор шрифта, начертания, применение эффектов, настройка интервала и т.д.
- Оформление абзацев: выравнивание, отступы, интервалы.
- Добавление границ и заливки.
- Создание маркированных, нумерованных и многоуровневых списков.

8). Профессиональное оформление документа
- Копирование форматов по образцу.
- Быстрое переоформление документа путем редактирования стилей.
- Вставка разрывов. Оформление текста с помощью колонок. Подготовка разделов с различным оформлением.
- Подготовка колонтитулов. Вставка даты и времени. Вставка символов. Нумерация страниц, выбор формата номеров.

9). Работа с таблицами и объектами
- Создание таблицы. Добавление и удаление строк и столбцов. Изменение ширины столбцов и высоты строк. Объединение ячеек.
ютер".
- Открытие папок и файлов.
- Создание папок.
- Переименование папок и файлов.
- Перемещение и копирование папок и файлов.
- Удаление и восстановление файлов.
         
10). Общие сведения о Microsoft Power Paint

11). Создание презентаций с помощью PowerPoint
- Основные принципы работы с программой.
- Создание простейших презентаций.

12). Печать документа. Выполнение  практических примеров
- Предварительный просмотр и печать документа.
- Задание режима печати, параметров устройства, количества копий.

13). Мультимедийные программы
- Программа прослушивания звуковых файлов Winamp
-Программа для просмотра видео Windows Media Player.

14). Общие сведения о глобальных  компьютерных  сетях (Интернет).

15). Путешествие по Web. Поиск информации в сети.
- Доступ в Интернет. Известные браузеры.  
- Сохранение рисунка на рабочем столе.
- Сохранение текста в документе Microsoft Word.

16). Работа с электронной почтой
- что такое адрес электронной почты
- создание и отправка сообщения.
- использование адресной книги.

17). Безопасность при работе в сетях и на ПК
- цензура содержимого,
- важные вопросы безопасности.

18). Закрепление пройденного материала
- тестирование.
        

II этап проекта
Введение


Сегодня значительную роль в библиотечном деле играют современные информационные технологии, среди которых особое значение имеет создание электронного каталога и обеспечение удалённого доступа к нему. Для успешного внедрения и функционирования новых технологий – необходимо правильно выбрать программный продукт. При выборе программного продукта  внимание было обращено на следующие характеристики:
долговечность и развитие программного продукта;
поддержку всех необходимых печатных форм в соответствии с типовыми инструкциями и методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ.
возможность настройки программного продукта под конкретную библиотеку;
управление традиционным и электронным библиотечным фондом с учетом обеспечения функционирования всех библиотечных процессов комплектования, каталогизации, хранения и обслуживания;
взаимодействие с другими библиотечными системам.
Руководствуясь выше перечисленными характеристиками МКУК «МЦБС» остановила свой выбор на программном продукте «1С: Библиотека». Он предназначен для автоматизации деятельности библиотек и представляет собой полнофункциональную универсальную автоматизированную информационно-библиотечную систему, что обеспечит высокий уровень обслуживания читательских запросов  и позволит библиотеке позиционировать себя как «библиотека нового поколения».

Для организации автоматизации библиотечно-информационных систем необходимо приобретение 5 автоматизированных рабочих мест (АРМ):
- АРМ Администратор – способен удобно и продуктивно организовать работу специалиста, выполняющего операции, связанные с ведением баз данных;
- АРМ Комплектатор – позволяет выполнять такие операции как: регистрация поступления литературы, списание литературы, отслеживание выполнения заказа, автоматизированную передачу описаний на каталогизацию и др.;
- АРМ Каталогизатор – осуществляет следующие функции: обработка и описание любых видов изданий, автоматизированную технологию лингвистической обработки изданий, специальную технологию копирования данных, исключающую необходимость повторного ввода и др.
- АРМ Читатель – учитывает различные уровни подготовки пользователей. Осуществляется работа с несколькими базами данных, безбумажная технология формирования заказа на выдачу литературы и сортировка результатов поиска по различным критериям.
- АРМ Книговыдача – позволяет получать статистические сведения, учитывать сведения о выдаче и возврате, осуществлять книговыдачу на основе штрих-кодирования экземпляров, получать оперативную информацию о свободных экземплярах, выданной литературе и читателях и др.

Материальные затраты:


- приобретение программного продукта «1С: Библиотека» - 18 000 р.
- приобретение программного продукта 1С: Предприятие 8. Клиентская лицензия на 5 рабочих мест (программная защита) – 18 р.
- приобретение лицензии на сервер – 70 р.
- приобретение компьютеров (5 шт.) – 130 р.
Итого: 236 р.


 
Официальный интернет-портал правовой информации
Назад к содержимому | Назад к главному меню